STRUNAL - Чехия

 

Cremona - это чешский аналог подмосковного Шихова, там тоже исторически мастерили народные инструменты и гитары. Шихово находится вблизи Звенигорода, "подмосковной Швейцарии". А Любы - неподалеку от курорта Карловы Вары. На этом сходство в общем заканчивается. Любы - это самый запад Чехии, почти Германия. Поэтому знаменитая немецкая пунктуальность и основательность читаются в продукции Cremona так же ясно, как известные русские свойства - в шиховских гитарах. С поправкой на фабричные технологии и глубину проникновения советской власти, конечно...

 

Над чехами не довлела 7-струнная традиция. Русская 7-струнка имеет характерные приметы: гриф на винте, схема Шерцера под декой, ширина грифа около 50мм. Все советские музыкальные фабрики до конца 80-х производили только 7-струнки. В какой-то момент оттуда сняли 7-й колок, пересверлили подставку под 6 струн и назвали 6-стрункой. Однако полученный мутант не был похож ни на классическую испанскую гитару (с широким грифом, под синтетические струны), ни на американский дредноут. А гитарная мода 70-х настойчиво требовала "западные" 6-струнки, чтобы играть Битлз и Роллинг Стоунз...

 

Cremona изначально производила несложные версии немецкой классической школы с использованием местных доступных пород дерева. Первоначально под декой была схема шерцера, позднее появился веер, как на "настоящих" испанцах. Грифы кленовые или буковые, накладки и подставки из бука. Корпус делали из клееной кленовой или буковой фанеры, деку - из ламината с покрытием еловым шпоном. Гриф вклейной на шипе. Гитары покрывали лаком НЦ, накладки немного тонировали. В целом конструкция была тяжелой, но очень живучей. Она прилично играла с синтетическими струнами. А прочность ее была настолько "с запасом", что позволяла подолгу выносить металлические струны. Это ее свойство взрастило целое поколение советских гитаристов, привыкших к сочетанию широкого классического грифа и металлических струн.

 

 

Все резко переменилось в начале 90-х, с распадом СЭВ. Рынок на Востоке фактически схлопнулся. Название Cremona немедленно отобрали соседи-итальянцы. Фабрика сменила название на Strunal и была приватизирована в виде АО, причем львиная доля акций оказалась в руках прежнего начальства. Коренное отличие от Шихова здесь, что вместо того, чтобы продать свои доли и купить недвижимость на Кипре, владельцы занялись реконструкцией фабрики. Появилось новое западное оборудование. Класс производства существенно вырос. Гитары получили массивные деки из канадского кедра, палисандровые накладки, полиуретановое лаковое покрытие. 

 

Продукция Strunal существенно отличается от старой Cremona. Все классические модели - с веером под декой. Гриф теперь не вклеивают на шип, его фиксируют на шпонках. Это упрощает конструкцию гитары и даже улучшает ее ремонтопригодность. Но автоматически исключает использование металлических струн. Современный Strunal точнее и звучнее, но куда менее живуч, чем прежняя Cremona. Хотя степень добротности по-прежнему очень высокая. Материал хорошо выдержан, технологии соблюдаются. А современные грифы из махагони менее капризны, чем были буковые.

 

Главная проблема современного Strunal - то, что он так и застрял в своих 90-х. Для того времени (и до середины 0-х), это были отличные учебные инструменты, вне конкуренции более дорогих (и менее живучих) испанцев и эфемерных картонных китайских гитар. Но постепенно подтянулись конкуренты. Научившиеся сушить дерево так же хорошо, а гитары делать по "испанской" схеме, которая дает звучание на порядок лучше, сильнее. Выяснилось, что играют-то чехи весьма посредственно, скучно. Для начальных целей еще можно, а дальше никак. А все многообразие моделей сводится к наклейке разных сортов шпона на фанерный корпус, т.е. имеет сугубо декоративный смысл.

 

Еще больше вопросов к их акустическим моделям - джамбо и дредноутам. Пружины там запредельной толщины, дека тонкая, еще и залита жестким полиуретаном. Все это дает роскошный "мебельный" облик, но играет слабо для таких крупных инструментов. В борьбе живучести с акустикой победила живучесть, безоговорочно. Только 12-струнки как-то играют, за счет повышенной нагрузки на корпус.

 

 

К сожалению, задел 90-х давно исчерпан, успешные реформаторы умерли или ушли на пенсию. Насколько новые владельцы понимают ситуацию и готовы что-то менять, пока неизвестно.  

 

 

Сайт фабрики