KREMONA - Болгария

 

Болгарская Kremona основана в 1924г. Димитаром Георгиевым в городе Казанълак. Вообще-то он был оружейником по профессии, но после 1МВ перековал меч на орало и стал гитарным мастером. Поначалу это была небольшая мастерская, изготовлявшая мандолины, позднее и гитары.

В 70-80-е это уже крупная фабрика, как и чешская Cremona, ориентированная на экспорт в страны СЭВ. Качество было послабее, но установка на производство "нормальной" классической гитары обеспечивала спрос и популярность этих гитар в СССР. Конструктивно это тоже были "немецкие" гитары с "австрийским" клецем, как и у чехов (что неудивительно, учитывая тесную связь фабрик в те годы). Корпуса в основном из клееного клена, грифы буковые, деки чаще всего фанерные.

 

Кроме классических моделей, там делали и акустики, в том числе знаменитую "Зорницу" с двумя отверстиями на деке.

 

Популярная фолк-певица Жанна Бичевская неоднократно отметилась с такой гитарой на сцене (это конечно не фабричная Зорница, а мастеровой инструмент схожего дизайна). Еще был колоритный "Хемус".

 

В 90-е фабрика прошла через период разброда и шатаний, чем-то напоминая постсоветский Автоваз. Вокруг нее ошивалось множество странных "дилеров", продававших гитары по демпингу, а иногда и прямой контрабандой. Одну из партий болгары привезли нам сами, в коробках на такси, из общежития для студентов. Качество было ужасное, дерево сушили плохо, на каждой второй гитаре приходилось отрывать гриф и заново переклеивать. Остались только классические модели, пресловутую "Зорницу" делать разучились. Неудивительно, что в начале 0-х эти гитары стали никому не нужны. Про Kremona забыли, как и про Orfey и про немецкую Musima.

 

Все начало меняться в 2005г., после прихода новой команды. Было закуплено новое оборудование. И полностью изменена технология, кардинально. Строго говоря, нынешняя Kremona не имеет ничего общего с прежней, кроме названия и стен фабричного здания. Конструкция гитар напоминает испанскую, хотя гриф все же отдельный, а "сапожок" только имитирует испанский клец. Деки массив, а серия Artist имеет и массивный корпус.

И надо сказать, для массива играют они очень неплохо, на свои деньги так и отлично. Бюджетные модели тоже явно интереснее по звучанию, чем чехи. Деки шлифованные, пружины не такие кондовые, как на Strunal. Немного уступая в живучести, болгары заметно выиграли в звучании.

 

 

 

В общем, Strunal получил опасного конкурента. Конечно болгары - не чехи, менее стабильны. Прямых претензий нет, живучесть в нашем климате достаточная, чтобы это можно было покупать. Но общий уровень фабрики все же немного пониже чешского. 

 

 

Летом 2017г. мастер Павел Деснев посетил фабрику с кратким дружественным визитом. Кое-что вывесил у себя в ФБ.

 

 

Сайт фабрики